Почему рынок яхт находится в глубоком кризисе

Источник: forbes.ru

В последние месяцы многие аналитики пишут о больших успехах яхтенного рынка. К примеру, на прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на данные Superyacht Intelligence Agency написало о том, что рынок яхт переживает подъем: с начала текущего года было продано почти 300 суперъяхт, притом что в 2017 году продажи составили всего 249 лодок. Цифры не могут не радовать. Но более глубокий анализ отрасли показывает, что ситуация на рынке далеко не такая позитивная, как считают многие.

За последнее десятилетие число семей с состоянием более €30 млн по всему миру выросло более чем в 2,5 раза. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании Wealth-X. За это же время количество сделок по продаже яхт увеличилось менее чем на 10%. А доля затрат на яхтинг в структуре расходов состоятельных людей и вовсе сократилась почти на 65%. Одной из причин стала закрытость отрасли, её нежелание предлагать продукты для более «простых» клиентов. Есть и другие факторы. Например, азиатский рынок, число богатых людей на котором растет опережающими темпами, ещё не скоро примет яхтинг в его европейском или американском масштабе из-за банальной нехватки инфраструктуры. Одновременно все больше людей предпочитают не покупать новую лодку, а заказывать в чартер уже существующую — вторичный флот велик и может удовлетворить самые разные вкусы. В итоге строить яхту для себя уже не так интересно.

Кризис 2008 года нанес сильнейший удар по яхтенному рынку. Спекулянты, строившие яхты для быстрой перепродажи, остались с большим количеством «стока» на руках. Верфи начали банкротиться. Ценники на яхты рухнули вдвое. Такое падение после взрывного роста стало неожиданностью — только сейчас многие яхтенные компании начали выбираться из глубоких убытков. В то время как бизнес-авиация смогла быстро восстановиться, подъем мировой экономики, увы, не поддержал яхтенный рынок, который до недавнего времени сжимался из года в год. Опять-таки, причиной стала замкнутость отрасли. Богатые люди уже давно построили себе все, что только могли нафантазировать, — зачем им нужны новые? К примеру, семья немецких предпринимателей Хортонов заказала себе семь мегаяхт, но остановилась еще в далеком 2002 году на 97-метровой Carinthia VII. Американский миллиардер Деннис Вашингтон владел девятью яхтами, но его последней лодкой стала 100-метровая Attessa IV, заказанная в 2010-м.

Новое поколение ультрабогатых, в свою очередь, не берется за яхты — останавливает сложность их постройки, которая за последние годы только выросла. Если при заказе самолета (несмотря на их более высокую стоимость) люди понимают, что именно получат в итоге, то при постройке новой яхты ответ не всегда очевиден. Чтобы получить адекватный результат, недостаточно только лишь ознакомиться с существующими моделями и заплатить верфи. Нужно еще собрать команду из дизайнеров, менеджеров, юристов и инженеров и работать с ними более трех лет, чтобы добиться результата. Регламентация на рынке сильно усложнилась — в части норм безопасности и налоговых правил. Например, если владелец хочет сдавать лодку в чартер, чтобы покрывать часть расходов на ее эксплуатацию, он фактически должен снимать ее у самого себя и платить самому себе каждый раз, когда ему вздумается на ней плавать. Все это не способствует росту инвестиционной привлекательности яхтинга.

Так, купив 50-метровую яхту за €10 млн, новый собственник будет платить более €2 млн в год за обслуживание и получит в среднем около €600 000-700 000 чартерного дохода, если сам хочет плавать на ней летом. Когда он продаст ее — в среднем через пять лет, он получит около €7 млн, из которых минимум €2 млн уже были потрачены на покрытие затрат по обслуживанию. Такая математика отпугивает людей от покупки яхты, заставляя выбирать более простой и выгодный чартер. В итоге рынок держится на каких-то 300 семьях, которые готовы потратить больше, чтобы получить что-то индивидуальное.

Возьмем, например, человека, у которого есть возможность снимать 60-метровую на 2-3 недели летом. Если он захочет построить яхту, его бюджет, вероятно, позволит заказать верфи лодку длиной около 40 метров. А если он взглянет на вторичный рынок, то сможет купить яхту порядка 50-55 метров. Очевидно, что при такой арифметике люди редко выбирают в пользу строительства.

Отдельно поговорим об отсутствии яхтенной инфраструктуры в Азии. Все больше людей в регионе могут позволить себе яхту. Но они сталкиваются с тем, что нет портов, причалов и наконец — культуры отдыха на яхте. Но изменения к лучшему есть, и они заметны — правда, чтобы изменить ситуацию, потребуются годы. Китайской группе компаний Weichai принадлежит Ferreti Group — одна из крупнейших верфей. Британского производителя яхт Sunseeker купила китайская Wanda Group, а брокера Camper & Nicholsons — Lai Sun Group.

К сожалению, модели владения активами, хорошо опробованные из частной авиации, не приживаются в яхтинге — это не просто способ передвижения, но еще и отдыха. Что делать в этой кризисной ситуации — вопрос открытый. Однако в этом рано или поздно помогут новые технологии. Впрочем, думают об этом немногие. В конце концов, сайты у многих производителей появились только после кризиса 2008 года, когда нужно было как-то поднимать продажи.

Отдельно стоит отметить, что рынок яхт длиной 90 метров и выше сегодня, наоборот, чувствует себя живее, чем когда-либо. За год были проданы 110-метровая Jubilee, 107-метровая Ulysses, были спущены на воду более десяти яхт длиннее 100 метров для покупателей из США, России и с Ближнего Востока. Но вот что будет с лодками в сегменте от 35 до 70 метров, который и ассоциируется с массовым яхтингом, — большой вопрос при сегодняшней динамике.

Добавить комментарий